РЕШАЕМ МАТЕМАТИКУ ВМЕСТЕ!
 
СТУДЕНТАМ:    Учебники     Решебники    Шпаргалки    Контрольные работы   Видео уроки

ШКОЛЬНИКАМ:  ГДЗ - 1 класс  2 класс  3 класс  4 класс  5 класс  6 класс  7 класс  8 класс  9 класс  10 класс  11 класс

Статьи » Статьи по математике » Статьи по математике [ Добавить статью ]

Задачи элементарной математики как средство развития профессионально значимых поисковых умений у будущих учителей математики

Задачи элементарной математики как средство развития профессионально значимых
поисковых умений у будущих учителей математики



Ельчанинова Г.Г.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 2. С. 223-225.

В ходе вузовской подготовки у студентов - будущих учителей математики развивается ряд уме­ний, среди которых особо выделяются профессионально значимые умения. Итоги исследования по­зволяют утверждать, что использование набора задач, представляющих материал конкретной темы школьного курса математики, обладающий определенными содержательным и возможностями, и проведение специальной работы с ним вносит вклад в развитие у студентов умения осуществлять по­иск решения математических задач.

Ключевые слова: профессионально-значимый, содержательные возможности, осуществление поиска решения математической задачи.


В последние годы ведется активный по­иск новых методов и форм обучения в сред­ней и высшей педагогической школе. Это связано с социальными изменениями, проис­ходящими в современном обществе, когда наибольшую ценность приобретает способ­ность специалиста нетрадиционно, творче­ски, инициативно подходить к решению профессиональных задач, т. к. рутинную ин­теллектуальную работу может с успехом вы­полнить компьютер.


Совершенствованию профессиональной подготовки способствует реализация утвер­ждающегося в отечественном образовании компетентностного подхода [1]. Суть его в формулировании общих целей обучения, ко­торые должны достигаться на любом пред­метном содержании в виде набора компетент- ностей и конкретизирующих их обобщенных задач, возникающих в реальном социальном пространстве. Ожидаемый результат обуче­ния при этом - способность (умение) обучае­мых решать эти задачи на основе имеющихся у них знаний и умений. Как следствие, пред­метные знания и умения должны приобретать контекстно-ситуативный характер.

Понятие «компетентность» непосредст­венно связано с выполнением определенных действий, с умением их выполнять. Поэтому важные для формирования компетентности умения нужно выделять в особую группу - т. н. «профессионально значимые» умения. Это предметные учебные умения, связанные с выполнением математической деятельно­сти на содержании школьной программы и имеющие методическую, профессиональную педагогическую окраску.


Профессионально значимые умения ха­рактеризуются методологическими качества­ми обобщенности и переносимости и психо­логическим - личностной значимостью [2, 3].

Ряд работ посвящен рассмотрению про­фессионально значимых умений студентов. Это исследования М.А. Артемовой, Н.В. Са- довникова, К.И. Ткаченко, Т.Р. Толаганова и др. Исследователи рассматривают различ­ные группы умений педагога, корректируют понятие «профессионально значимого» уме­ния, по-разному видятся им и пути развития указанных умений. Однако имеется много неизученных сторон. Наиболее поверхностно обсуждаемая проблема исследована в отно­шении средств, с помощью которых профес­сионально значимые умения можно форми­ровать. Мы делаем акцент именно на средст­вах формирования.


Среди профессионально значимых уме­ний мы выделяем умение осуществлять поиск решения математических задач (ОПРМЗ), по­скольку важным видом деятельности учителя математики является самостоятельное реше­ние и обучение школьников решению мате­матических задач. Этот вид деятельности основной в процессе обучения математике как в школе, так и в вузе. Мы особо выделя­ем и делаем объектом рассмотрения часть этого умения - умение выдвигать и прове­рять гипотезы в ходе решения математиче­ской задачи (ВиПГ).

Собственный опыт преподавания в вузе, а также проведенные нами анализ литерату­ры и интерпретация итогов эксперимента показывают, что в отсутствии специальной целенаправленной работы по обучению стдентов - будущих учителей математики - поиску решения задач умение ОПРМЗ (ВиПГ) развивается как умение, не обла­дающее качествами обобщенности, перено­симости и личностной значимости для сту­дента. Вследствие этого студенты не всегда успешно справляются с поиском решения задачи и даже, отыскав способ решения и правильно осуществив его, затрудняются объяснить, как решение получено. Как след­ствие, в будущей профессиональной дея­тельности они крайне редко обращаются к задачам, способ решения которых не очеви­ден. Мы считаем, что обучение студентов выполнению поиска решения должно прохо­дить на достаточно сложных задачах элемен­тарной математики, использование которых дает возможность проведения реальной по­исковой деятельности. В этом случае могут быть созданы условия для формирования обобщенного, переносимого и личностно значимого профессионального умения.


Развитие названного умения необходимо проводить используя задачи, успешное вы­полнение поиска способа решения которых личностно и профессионально важно для студента - задачи, представляющие конкрет­ный материал школьного курса математики. Но материал этот должен обладать опреде­ленными содержательными возможностями (СВ). Наиболее эффективно развитие умения ОПРМЗ может осуществляться на материале, имеющем множественные внутприпредмет- ные связи с другими темами, разделами, ли­ниями школьного курса математики. Задачи, представляющие его, должны допускать ва­риативные решения методами, известными из школьной математики, и возможность графи­ческой или геометрической интерпретации.


Мы предлагаем использовать в качестве средства развития профессионально значимо­го умения набор задач. Вышеназванные СВ материала определяют структурный и содер­жательный состав используемого набора и должны отражаться в их формулировках.


В качестве содержания задач элементар­ной математики мы выбрали задачи с моду­лем как обладающие названными выше СВ, а также возможностями для осуществления как учителем, так и учеником поисковой дея­тельности. При решении таких задач, даже в случаях, когда нужно использовать только определение модуля, необходимо выделять и

рассматривать частные случаи. То есть си­туация, которая создается появлением моду­ля в задаче, становится неоднозначной и тре­бующей разбиения задачи на подзадачи. Дея­тельность эта носит поисковый характер.

СВ математического материала опреде­ляют требования, согласно которым нужно отбирать задачи, используемые с целью раз­вития умения ОПРМЗ (ВиПГ).


Требование к методическому потенциа­лу. Задачи набора должны быть таковы, что­бы в ходе работы с ними:

-     можно было выделить конкретные поисковые действия и особенности их ис­пользования для выдвижения гипотез и со­отнесения гипотез с результатами анализа условия;

-     была возможность особо выделить и обсудить как различные варианты использо­вания одних математических фактов и бази­рующихся на них, или, наоборот, приводя­щих к ним приемов предметных действий, так и существующие внутрипредметные свя­зи изучаемого материала, выявить особенно­сти проявления последних;

-    была возможность показать и обсу­дить решение несколькими способами, в т. ч. известными из высшей и элементарной ма­тематики, с преимуществом последних (вви­ду их использования в школе).


Требования к содержанию. В содержа­нии задач набора:

-    должен быть материал, изучаемый в разных темах школьного курса математики;

-    должны присутствовать или конструи­роваться по ходу такие математические объек­ты, как уравнения, неравенства, формулы для аналитического задания функций и т. п.


Требование к учебной цели решения за­дач. В соответствии с учебными целями на­бор задач структурируется в три блока:

-    задачи, направленные на актуализа­цию знаний конкретной предметной области школьной математики, задачи с прямым ука­занием, какими сведениями из теории нужно воспользоваться для их решения;

-   задачи на осуществление поисковых действий (два блока, в одном - задачи с пря­мым указанием, каким поисковым действием нужно воспользоваться для выполнения тре­бования, в другом - задачи, для решения ко­торых выбор поискового действия осуществ­ляется самостоятельно).


Требования к формулировкам:

-    среди задач набора должны быть за­дачи, характеризующиеся отсутствием во­проса или неопределенной формулировкой требования;

-    в формулировке прямо или косвенно должно присутствовать требование о пояс­нении (обосновании) выбранного способа решения и действий, совершаемых по ходу решения (и поисковых действий, и действий при реализации плана решения), и т. д.;

-    в формулировке может быть указание на необходимость проведения методической работы с задачным сюжетом.


СВ математического материала оказы­вают влияние на основные направления ме­тодики работы по развитию умения ОПРМЗ. Они подразумевают:

-   постепенность, поэтапность работы с увеличением доли самостоятельности сту­дентов,

-   разнообразие, вариативность, дина­мичность форм, приемов и направлений ра­боты с задачами набора.


Результатом проведенной работы являет­ся курс по выбору для студентов физико-ма­тематического факультета объемом 20 часов.

Итоги проведенного исследования по­зволяют утверждать, что использование на­

бора задач и проведение специальной работы с ним вносит существенный вклад в развитие у студентов профессионально значимого умения осуществлять поиск решения мате­матических задач.

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллект. моногр. / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тря- пицыной. СПб., 2005.

2. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.

3. Тулькибаева Н.Н., Усова А.В. Методика обу­чения учащихся умению решать задачи. Че­лябинск, 1981.

 





Категория: Статьи по математике | Добавил: azizzzzzz (23.06.2010) | Автор: E W
Просмотров: 2070 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: 4.0/1





ВЫБОР ПО КАТЕГОРИЯМ:

Статьи по математике [17]
Словарь терминов [2]



При полном или частичном использовании материалов
активная ссылка на портал VMATE.RU обязательна


Высшая математика онлайн - всё бесплатно, наш портал создан специально для студентов кому интересна высшая математика. У нас на портале возможно скачать бесплатно учебники по высшей математике, книги по математике или сделать заказ учебных пособий, скачать контрольные по высшей математике, заказать, задачники по высшей математики и решебники. Оставить запрос по предмету - аналитическая геометрия или задать вопрос - справочная по математике Заказать решение и т.д. Высшая математика онлайн - математический портал и здесь собраны шпаргалки по высшей математике и видео уроки. Добро пожаловать! Вход