РЕШАЕМ МАТЕМАТИКУ ВМЕСТЕ!
 
СТУДЕНТАМ:    Учебники     Решебники    Шпаргалки    Контрольные работы   Видео уроки

ШКОЛЬНИКАМ:  ГДЗ - 1 класс  2 класс  3 класс  4 класс  5 класс  6 класс  7 класс  8 класс  9 класс  10 класс  11 класс

Статьи » Статьи по математике » Статьи по математике [ Добавить статью ]

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА» В ВУЗЕ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА» В ВУЗЕ

В.Д. Земзюлина

  Каким быть современному образова­нию — тема, волнующая не только педагогов, но и все наше общество, т.к. имеет важное значение для духовного и экономического возрождения России.

Советская школа подготовки специа­листов была одной из лучших и пока еще остается таковой.

Но в связи с реформированием ву­зовского образовательного процесса, заключающегося в переходе на много­уровневую систему «бакалавр — ма­гистр — дипломированный специалист», возникает ряд проблем, одна из кото­рых заключается в содержании образо­вательного процесса.

В настоящее время в преподавании математики в вузе явно просматрива­ется противоречие, требующее изуче­ния и разрешения. С одной стороны, государственные стандарты специально­стей обязывают расширять количество преподаваемых разделов по математике и углублять их содержание, а также вводить дополнительные разделы для отдельных специальностей.

С другой стороны, резко сокраща­ется количество часов на аудиторную работу; базовая подготовка студентов по математике неуклонно ухудшается; нет должного обеспечения учебно-методической литературой по дисципли­нам кафедры.

Поэтому объективно актуальной ста­новится самостоятельная работа студен­тов, начиная с первого дня занятий в ву­зе. Студент должен изучить курс мате­матики в нужном объеме независимо от количества прослушанных лекций и ау­диторных занятий. Причем каждый сту­дент конкретно должен получить зада­ние и иметь план для самостоятельного овладения определенными разделами математики. Рекомендации типа «Читай учебники самостоятельно» не годятся при разрешении назревшей проблемы повышения эффективности самостоя­тельной работы.

В решении этой проблемы представ­ляются целесообразными следующие действия:

- наличие конспекта лекций по мате­матике в письменном виде, а также возможность восстановить пропущен­ную лекцию, воспользовавшись распе­чаткой ее с электронного носителя;

- создание учебно-методического комплекса по математике для разных специальностей АГАУ;

- набор задач по математике для са­мостоятельного решения.

Мы рассматриваем практикум по ре­шению задач как важнейший элемент системы профессиональной подготовки студентов-аграриев. Об этом же сказа­но в государственном образовательном стандарте, который в качестве одной из основных целей высшей школы опреде­ляет формирование готовности студен­тов к решению задач профессиональной деятельности.

Чем занимается человек в своей жиз­недеятельности? Ставит и решает ин­женерные, аграрные, экономические и другие задачи. Будущий специалист учится ставить и решать задачи в про­цессе обучения в вузе, хотя многие счи­тают, что специалист сам научится это­му умению. Но это не так, т.к. воспри­нять образцы деятельности человека с другими в их совместной деятельности можно лишь с помощью других людей.

Решаемые в курсе математики задачи являются средством формирования творческой активности, а также инстру­ментом, с помощью которого форми­руется мыслительная деятельность, раз­вивается логическое мышление. Кроме того, прослеживаются взаимосвязи практикума по решению задач с дисци­плинами предметного блока:

- создание (или приобретение) компь­ютерных программ по задачам, тре­бующим формальных навыков (на­пример, дифференцирование функций, задачи с использованием численных ме­тодов и др.);

- написание реферата после само­стоятельного изучения темы, раздела с указанием использованной литературы;

- контроль знаний самостоятельной работы студентов.

Сейчас распространен контроль зна­ний с помощью тестов. Но отношение к тестовому контролю знаний по мате­матике вызывает далеко не радостные чувства. По мнению И.Я. Лернера [1], содержание образования включает в себя:

1) знания; 2) умения и навыки «ру­тинной деятельности»; 3) опыт творче­ской деятельности; 4) опыт эмоцио­нально-оценочной деятельности. С неко­торыми оговорками можно согласиться, что оценку знаний студентов по пунктам (1) и (2) можно производить с помощью тестов (хотя подготовка этих тестов для проверки самостоятельной домашней работы, во время зачетов, экзаменов потребует   большой   подготовительной работы преподавателей). Но вот тесто­вая проверка знаний по пунктам (3) и (4) едва ли возможна. Невозможно с по­мощью тестов проверить умения: пред­ставлять результаты собственной дея­тельности в виде конспекта, доклада, устного сообщения; результаты стати­стической обработки исследования; умение оценивать работу других. Нуж­ны другие методы контроля.

 Выводы

Работа по разрешению указанного в начале статьи противоречия обучению математике на нашей кафедре прово­дится по указанным здесь направлениям и включает в себя подготовку: методи­ческих пособий по новым разделам ма­тематики для вновь открываемых специ­альностей (теория игр; теория графов и др.); лекций по математике в электрон­ном виде; подготовка расчетных работ по дисциплинам кафедры с использова­нием ЭВМ; учебно-методических ком­плексов дисциплин; контрольных вопро­сов и тестов для выявления знаний и умений решения задач по алгоритму.

 Библиографический список

1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. 184 с.

2. Мизинцев В.П.  Характеристики и количественная   оценка   эффективности учебного процесса / В.П. Мизинцев. М.: Педагогика, 1981. 97 с.





Категория: Статьи по математике | Добавил: admin (12.02.2011) | Автор: E W
Просмотров: 7791 | Комментарии: 1 | Теги: | Рейтинг: 0.0/0





ВЫБОР ПО КАТЕГОРИЯМ:

Статьи по математике [17]
Словарь терминов [2]



При полном или частичном использовании материалов
активная ссылка на портал VMATE.RU обязательна


Высшая математика онлайн - всё бесплатно, наш портал создан специально для студентов кому интересна высшая математика. У нас на портале возможно скачать бесплатно учебники по высшей математике, книги по математике или сделать заказ учебных пособий, скачать контрольные по высшей математике, заказать, задачники по высшей математики и решебники. Оставить запрос по предмету - аналитическая геометрия или задать вопрос - справочная по математике Заказать решение и т.д. Высшая математика онлайн - математический портал и здесь собраны шпаргалки по высшей математике и видео уроки. Добро пожаловать! Вход