РЕШАЕМ МАТЕМАТИКУ ВМЕСТЕ!
 
СТУДЕНТАМ:    Учебники     Решебники    Шпаргалки    Контрольные работы   Видео уроки

ШКОЛЬНИКАМ:  ГДЗ - 1 класс  2 класс  3 класс  4 класс  5 класс  6 класс  7 класс  8 класс  9 класс  10 класс  11 класс

Статьи » Статьи по математике » Статьи по математике [ Добавить статью ]

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУРСЕ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУРСЕ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ

В 2002 году Россия подписала Болонскую конвенцию, что должно повлечь за собой совершенствование системы высшего образования, интеграцию российской высшей школы в систему европейского образования и переход к единым международным стандартам.

В настоящее время получили широкое применение в системе образования тестовые программы. Тестирование в педагогике должно выполнять три основные, взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Идет активное внедрение тестов по всем предметам без учета их специфики, в частности, в математике.

Диагностическая функция тестирования заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков, воспитанности, с оценкой реального поведения студентов, а главное - выявление учебных затруднений каждого учащегося. Несомненны преимущества тестового контроля. Тестирование является справедливым методом, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя, при условии стандартизации процедуры проведения и проверки показателей качества знаний.

Однако обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. Также объективность нарушается стремлением приукрасить несовершенные показатели. Это как раз элемент формализма, при котором главным становится не работа, а несовершенные показатели работы. Поскольку ни один показатель не дает полностью адекватную информацию о результатах деятельности, подмена такого рода приводит к тактике работы на показатель. Именно показатель делается самоцелью и смыслом работы. Как пример можно рассмотреть сдачу экзамена по ЕГЭ. Сейчас это стало главным смыслом и показателем образовательной деятельности. Все, что не входит в ЕГЭ - а это около 70% всех предлагаемых учащимся знаний - не изучается большинством учащихся. Приморский край только второй раз в обязательном порядке будет сдавать ЕГЭ. Но на примере подготовительных курсов занимающихся подготовкой к сдаче этого теста уже замечено, что в этом году слушателей курсов в четыре раза меньше, чем в прошлом году, когда неизвестный еще прием страшил всех своей объективностью, неподкупностью и строгостью. Каков экзамен, таково и образование.

Принцип справедливости охватывает широкую область морального сознания. Понятно, что списывают и подсказывают, с целью получения незаслуженно высокой оценки только там, где это не расценивается как нарушение учебной этики. Такие поступки часто оправдываются студентами как проявление товарищеской взаимопомощи и групповой солидарности. Сложившаяся практика оценивать работу преподавателей по средней оценке в группе и по количеству отличников может вызывать только нарекания этического характера. При отсутствии системы объективного педагогического тестирования менее принципиальные и требовательные преподаватели нередко выглядят лучше тех, кто ответственно относится к оценке знаний студентов.

Тестирование более экономично. Основные затраты приходятся на разработку качественного тестового инструментария. При этом имеются недостатки тестирования. Разработка качественного тестового инструментария это длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин еще не разработаны, а имеющиеся пока имеют низкое качество.

Тест это более объемный и точный инструмент, чем устный экзамен. Внимание акцентируется на необходимости полного охвата вопросов, подлежащих оцениванию. Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов. Нет возражений против применения тестового контроля знаний студентов при изучении отдельных разделов, формул или методов требующих только знания формулы и моторных навыков ее применения. Но как оценить с помощью тестов глубину знаний и возможностей их применения, как провести анализ полученного решения и сделать рекомендации в поставленной задаче.

Было подмечено не одним преподавателем что, предлагая обучающимся задания тестового характера с выбором ответов, положительный результат получается у большинства тестируемых. Однако, выдавая эти же задания, но без вариантов ответов, количество положительных результатов резко уменьшается, в некоторых случаях в два раза. Не глубокие понятийные знания выручают при тестировании, что исключается, когда предлагается сделать математические выкладки и преобразования. Готовые ответы на задания могут породить верхоглядство, поощрить догадку, в то время как для студента важно, чтобы он думал, искал правильный ответ, мог его формулировать.

Надо заметить, что получившие всероссийское применение тесты ЕГЭ по математике в 2010 году содержат изменение в части «А» выбора ответов - она исключена из работ, и требуется представить ответ по всем задачам краткий или развернутый.

Применительно к современным студентам, имеющим знания по текущему материалу, вероятность получить неудовлетворительную оценку при компьютерном тестировании не исключается за счет поспешных или ошибочных элементарных преобразований, связанных с уровнем школьного образования или умением студента концентрироваться. Надо помнить при этом, что, обнаружив такие ошибки, преподаватель либо не принимает их во внимание, либо предлагает устранить ошибки, что мало отражается на итоговой оценке. Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для глубокого анализа темы.

В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный вопрос. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в легком вопросе, так и угадывание ответа в сложном вопросе. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Применение компьютеров значительно расширяет возможности студентов в приобретении базовых знаний и навыков, в получении дополнительной информации и развитии эрудиции, в выполнении рутинной работы, что не исключает возможности каждого студента проявить свою индивидуальность и личные способности.

Обучающая функция педагогических измерений в практике понимаема менее всего, хотя применение заданий в тестовой форме (а не тестов) уже становится органической частью нового учебного процесса, незаменимым средством обеспечения обратной связи от студента к преподавателю. Обучающая функция педагогических измерений способствует дифференцированному подходу к обучению. Каждый студент может приступать к изучению нового материала независимо от других, после самостоятельного усвоения предыдущего. В случае неправильного ответа на задания он возвращается к повторному изучению тех разделов курса, которые оказались не усвоенными. Темп обучения индивидуализируется: более способные двигаются быстрее, менее способные прилагают дополнительные усилия для преодоления возникших затруднений. Следует обратить внимание на обучающие возможности обсуждения неправильных или спорных ответов. Анализ ошибок одного студента нередко приносит пользу и для многих других.

Не стоит забывать и об организующей функции педагогических измерений. В зависимости от результатов, принимается решение о необходимости проведения дополнительных занятий и консультаций, об оказании помощи неуспевающим студентам, о поощрении хорошо потрудившихся студентов и педагогов. При этом в реализации организующей функции играет роль активизация учебной деятельности студентов посредством разработки современных программно-педагогических средств, к которым относятся автоматизированные контрольно-обучающие программы, учебные модули с автоматизированным самоконтролем, инструментальные средства для автоматизированного контроля знаний и другие.

По настоящему тесты могут быть востребованы только при такой организации учебного процесса, в котором преподаватель из урокодателя превращается в разработчика новых программно- педагогических средств, в организатора процесса самостоятельного учения студентов. При этом надо заметить, что аудиторные часы переадресованные на самостоятельную работу студентов, не находятся под наблюдением преподавателя. В учебною нагрузку преподавателя не входят часы на проверку контрольных работ, типовых расчетов и руководство самостоятельной работой студентов. Кроме того, процесс педагогических измерений предполагает подготовку испытуемых к тестированию, работа с ними во время контроля и после неге. Создание благоприятных условий для положительного отношения к тестированию при соблюдении важного условия добровольности тестирования.

Немаловажным является создание материально-технических условий для качественной организации тестового контроля обучающихся. Нехватка машин и оборудования не способствует систематическому проведению педагогических измерений. Автоматические классы, основанные на идее соединения программированного обучения и контроля, создают лишь некоторые условия для систематической диагностики достижений студентов и дифференциации педагогических воздействий. Идеей систематичности подчеркивается важность регулярного мониторинга хода учебно-воспитательного процесса. В отличии от эпизодических проверок, систематическое отслеживание помогает упорядочить процессы обучения и воспитания, дает возможность получить достаточное количество оценок, цозволяющих в конце года вывести более объективную итоговую оценку. Систематические проверки способствуют лучшей реализации диагностической, обучающей, воспитывающей и организующей функций педагогических измерений в процессе подготовки специалистов с высшим образованием.

Просматриваются основные направления модернизации системы контроля и оценки качества обучения, которые включают:

-              сочетание традиционных форм и методов контроля с современными измерительными средствами в пропорциях, необходимых для успешной реализации функций по управлению качеством образования;

-              общую направленность средств и методов контроля не только на традиционные методы обучения, но и на современные технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, обеспечивающие повышение вариативности и доступности образовательных программ;

-              преимущественную ориентацию контрольно-оценочных средств на проверку продуктивного уровня усвоения, интеллектуальных умений более высокого порядка за счет использования ситуационных комплексных тестовых заданий;

-              повсеместное декларирование необходимости достижения объективных и сопоставимых оценок при реализации контрольно-оценочных процессов в образовании;

-              постоянное и широкое использование методов самоконтроля, самокоррекции и самооценки результатов учебной деятельности;





Категория: Статьи по математике | Добавил: admin (21.11.2011) | Автор: E W
Просмотров: 4868 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: 5.0/1





ВЫБОР ПО КАТЕГОРИЯМ:

Статьи по математике [17]
Словарь терминов [2]



При полном или частичном использовании материалов
активная ссылка на портал VMATE.RU обязательна


Высшая математика онлайн - всё бесплатно, наш портал создан специально для студентов кому интересна высшая математика. У нас на портале возможно скачать бесплатно учебники по высшей математике, книги по математике или сделать заказ учебных пособий, скачать контрольные по высшей математике, заказать, задачники по высшей математики и решебники. Оставить запрос по предмету - аналитическая геометрия или задать вопрос - справочная по математике Заказать решение и т.д. Высшая математика онлайн - математический портал и здесь собраны шпаргалки по высшей математике и видео уроки. Добро пожаловать! Вход