РЕШАЕМ МАТЕМАТИКУ ВМЕСТЕ!
 
СТУДЕНТАМ:    Учебники     Решебники    Шпаргалки    Контрольные работы   Видео уроки

ШКОЛЬНИКАМ:  ГДЗ - 1 класс  2 класс  3 класс  4 класс  5 класс  6 класс  7 класс  8 класс  9 класс  10 класс  11 класс


Статьи » Статьи по математике » Статьи по математике [ Добавить статью ]

О преподавателях-математиках 50-х годов

О преподавателях-математиках 50-х годов

Г. А. Маланьина

Мы поступили на математическое от­деление физико-математического факультета Пермского (тогда Молотовского) университе­та в 1953 г. Сразу же попали в атмосферу не­обыкновенной увлеченности. Коллектив пре­подавателей на факультете был творческий, талантливый. Преподаватели поражали глу­биной изложения материала, эрудированно­стью, культурой, интеллигентностью и высо­кой нравственностью. Изредка удавалось за­глянуть на кафедру и увидеть их в свободные минуты: всегда шахматная доска, фигуры на ней, кто-то играет, ведется спокойная беседа коллег, среди них - Г.А.Жданов, С.И.Мельник, И.И.Севрук, В.И.Хлебутина, М.И.Карга-полов и др. Как оказалось позднее, разница в возрасте у нас с ними была не очень большой (15-20 лет), но тогда нам казались многие из них очень солидными: С.Н.Черников, Б.Н.Бабкин, С.И.Мельник, И.Г.Севрук, Г.А.Жданов, И.В.Цыганков, Е.Е.Драхлин, Л.И.Волковыский. Со стороны преподавателей чувствовалось доброе, внима­тельное, уважительное отношение к нам, сту­дентам. Это были наши старшие товарищи, коллеги.

С.Н.Черников учил нас не верить слову "очевидно", все должно быть доказано, приучал нас ставить проблемные вопросы, исследовать.

Б.Н.Бабкин читал курс математического анализа. Он всегда нам говорил: "Учите! Зна­ния, понимание со временем придут". Действи­тельно так и оказалось. Борис Николаевич увле­кался чтением художественной литературы, рассказывал на лекциях о прочитанном; его бе­седы всегда были интересны и поучительны.

Многим из упомянутых выше профессорам и доцентам посвящены статьи в факультетском юбилейном сборнике [1].

Важную роль в нашем обучении и вос­питании играли старшие преподаватели и ас­систенты, работавшие в 50-х гг. на факульте­те: Юлия Моисеевна Розенфельд, Валентина Ивановна Хлебутина, Антонина Сергеевна Юдина, Юрий Владимирович Девингталь, Михаил Иванович Каргаполов и др.

Хочется рассказать о замечательных преподавателях: Юлии Моисеевне Розен-фельд и Валентине Ивановне Хлебутиной, работавших в эти годы на кафедре алгебры и геометрии.

В нашей группе практические занятия по алгебре и аналитической геометрии на первом курсе вела Юлия Моисе­евна Розенфельд. Это был чуткий, вниматель­ный, сердечный человек, вдумчивый, творческий преподаватель. Она все­гда старалась подчеркнуть важность, значи­тельность, красоту изучаемого предмета, в каж­дой задаче видела особый смысл, пыталась вме­сте с нами найти разные подходы к решению задачи. Способных студентов у нас в группе было много: Юра Горчаков, Володя Шунков, Яков Половицкий, Володя Чупин, Инга Фили­монова, Люся Крепак, Юра Родин. Юлия Мои­сеевна старалась, чтобы они работали в силу своих способностей, не прозябали, а искали, дерзали: давала им особые задания, потруднее, предлагала дополнительные задачи для реше­ ния дома.

Всегда на занятии спрашивала тео­рию, даже доказательства. На все у нее хватало времени.

Юлия Моисеевна была также куратором нашей группы. Она всех нас знала, кто откуда приехал, где живет, чем интересуется, чем занимается, на что способен. Нередко мы проводили под ее руководством беседы о вы­дающихся математиках. Она старалась при­вить нам любовь к классической музыке, сти­хам, театру. Вместе с Юлией Моисеевной мы часто ходили в оперный театр, на симфониче­ские концерты. После театра она оставалась ночевать у нас в общежитии, так как идти до­мой ей было далеко, да и страшно. Жила Юлия Моисеевна со своей мамой Мирой Львовной на частной квартире; позднее ей дали комнату в первом общежитии универси­тета. Она часто приглашала всю нашу группу (25 человек) к себе домой. Здесь мы слушали Шаляпина, романсы, симфонические концер­ты, читали стихи.

Юлия Моисеевна была требовательным преподавателем, давала прочные, глубокие зна­ния, старалась с первого курса приобщить нас к науке. Сама она занималась теорией групп под руководством С.Н.Черникова. С первого курса развивала у нас любовь к алгебре, привлекала нас к работе в научных кружках, которые были организованы на факультете. Книг по теории групп было мало, и Юлия Моисеевна давала нам на лето эти книги, чтобы мы заглядывали в них на досуге, почитывали, задумывались о по­нятиях теории групп.

Мне казалось, что Юлия Моисеевна очень любит только нашу группу, сроднилась с ней. Какого же было мое удивление, когда я узнала, что такое же внимание, любовь она проявляет и к другой группе, где тоже работа­ет куратором. Такие же теплые, дружеские отношения были у нее и со студентами-химиками, у которых она читала лекции по математике. По прошествии многих лет мы можем признаться, что все ее любим, уважа­ем, боготворим.

Позднее мы познакомились с Валенти­ной Ивановной Хлебутиной (Сюзевой). Она вела у нас практические занятия по диффе­ренциальной геометрии.

У Валентины Ивановны была только одна запись в трудовой книжке: Пермский государственный университет, кафедра алгеб­ры и геометрии. Она была высококвалифици­рованным, требовательным преподавателем, прекрасным, чутким человеком.

Работала она с нами кропотливо, ста­раясь добиться полного понимания предмета, глубокого усвоения ма­териала. Никто не мог получить у нее зачет, если имел по какой-то теме долг; она не жалела сил и времени, чтобы принять все наши долги. У нас в группе были способные ребята, такие как Юра Родин, Володя Шунков, которым хотелось без труда, побы­стрее получить у нее зачет, но обойти Вален­тину Ивановну никогда не удавалось, прихо­дилось потрудиться.

Каждую осень ездила Валентина Ива­новна с какой-нибудь из групп в колхоз на уборку картошки. На ее хрупкие девичьи пле­чи (разница в возрасте у нас с ней была 7 лет) ложились многочисленные заботы о студентах в колхозе: разместить всех по домам, обеспе­чить питанием, организовать работу в поле, мытье в бане, отъезд в Пермь. Конечно, со всем этим были немалые трудности. Да еще студенты своими "шуточками" создавали для нее дополнительные проблемы. Наша группа особенно много доставляла ей хлопот. Мы все­гда ставили условие: жить будем все вместе. А как разместить 20-25 человек в одной кресть­янской избе? И по организации работы у нас всегда были претензии: картофелекопалка плохо работает, плохие вилы дали, мало меш­ков и так далее. Валентине Ивановне приходи­лось решать все эти вопросы.

Каждый год Валентина Ивановна была куратором какой-нибудь студенческой груп­пы мехмата, проводила в ней большую воспи­тательную работу, старалась помочь решить насущные проблемы. Студенты отвечали Ва­лентине Ивановне за ее внимание, заботу, по­мощь любовью и уважением. После оконча­ния университета, бывая в Перми, они всегда навещали ее, рассказывали о своих делах, ус­пехах, делились радостями.

Валентина Ивановна была требователь­ным, строгим, но справедливым преподавате­лем. Ко всем студентам она относилась с ува­жением, внимательно, никогда не обижала их, не унижала, не оскорбляла, не повышала на них голос. Принимая зачет, она отправляла студента разобраться в поставленном вопросе до тех пор, пока он полностью не поймет его суть. Но обиды на нее ни у кого не остава­лось, все было справедливо. Поэтому студен­ты любили Валентину Ивановну. Когда на факультете проводили вечера встречи с выпу­скниками, все бывшие студенты старались подойти к Валентине Ивановне, поговорить с ней, поблагодарить ее за все то, что она "вло­жила" в них за годы учебы в университете.

У Валентины Ивановны были исключи­тельная память и талант понимать человече­ские души. У нее всегда была огромная учеб­ная нагрузка: практические занятия в 4-5 группах, поток физиков - 125 человек, поток математиков по аналитической геометрии -75 человек, дифференциальной геометрии -50 человек. Но всех своих студентов она зна­ла, каждый из них для нее был личностью, она знала их фамилии, знала кто из них на что способен, кто ленится, кто шпаргалит, кто работает в полную силу, добросовестно, кто способен на обман, хитрость, кто талантлив. Проходили годы, а Валентина Ивановна пом­нила, когда учился тот или другой студент, помнила их фамилии, как они успевали, от­дельные эпизоды, связанные с их учебой. Всех студентов она пропускала через свое любящее сердце.

Все, что делала Валентина Ивановна на нашей кафедре, выполнено ей на высоком на­учно-методическом уровне, тщательно, ис­кусно. Все свое мастерство и талант вложила она в методические разработки по алгебре, аналитической геометрии, дифференциальной геометрии. Эти материалы уже неоднократно переиздавались, ими пользуются все наши преподаватели и в настоящее время. Задачи, содержащиеся в них, отличают четкие форму­лировки, разнообразие поставленных в них вопросов; они не обременены громоздкими вычислениями и имеют "круглые" ответы. Это был особый талант Валентины Ивановны - делать все четко, математически грамотно, полно и красиво разработать поставленный вопрос.

Меня всегда восхищало, как мастерски В.И.Хлебутина преподавала алгебру и гео­метрию на первом курсе физического факуль­тета. Ею была составлена широкая, глубокая программа преподаваемого курса; количество отведенных часов на ее выполнение время от времени сокращали, поток студентов был большой, уровень подготовки их разный. Но Валентина Ивановна всегда выполняла про­грамму, давала студентам глубокие знания. Ей нравились студенты-физики больше сту­дентов мехмата; она говорила, что там чаще встречаются очень способные, одаренные, любознательные, нестандартно мыслящие ученики. Мне доводилось вести занятия у студентов-физиков, когда Валентина Иванов­на уезжала в Москву на ФПК. Когда я выхо­дила от них с лекции, у меня всегда бежали струйки пота по спине. А Валентина Иванов­на работала с ними много лет, всегда с инте­ресом брала себе этот поток, работала с ними без устали, а эта работа была очень нелегкой.

Валентина Ивановна была отзывчивым, сердечным, дружелюбным, бескорыстным человеком. Она пользовалась большой любо­вью и уважением у всех сотрудников и сту­дентов нашего факультета. Это был удиви­тельный Человек!

Я подробно рассказала о двух замеча­тельных преподавателях (а позднее и колле­гах) Ю.М.Розенфельд и В.И.Хлебутиной еще и потому, что наша группа во многом обязана им тем, что из мальчишек и девчонок - в прошлом первокурсников - выросли любя­щие математику, искусство и жизнь люди. Из 25 наших "одногруппников" трое (Ю.Родин, В.Шунков и Ю.Горчаков) стали докторами наук, шестеро - кандидатами наук.

 

Список литературы

1.  Наш мехмат. Пермь, 2006.





Категория: Статьи по математике | Добавил: admin (12.02.2011) | Автор: E W
Просмотров: 1757 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: 0.0/0





ВЫБОР ПО КАТЕГОРИЯМ:

Статьи по математике [17]
Словарь терминов [2]



При полном или частичном использовании материалов
активная ссылка на портал VMATE.RU обязательна


Высшая математика онлайн - всё бесплатно, наш портал создан специально для студентов кому интересна высшая математика. У нас на портале возможно скачать бесплатно учебники по высшей математике, книги по математике или сделать заказ учебных пособий, скачать контрольные по высшей математике, заказать, задачники по высшей математики и решебники. Оставить запрос по предмету - аналитическая геометрия или задать вопрос - справочная по математике Заказать решение и т.д. Высшая математика онлайн - математический портал и здесь собраны шпаргалки по высшей математике и видео уроки. миэмп Добро пожаловать! Вход